Дочь капитана Татаринова
spero, ergo sum
Название: С ним вечно что-нибудь случается
Автор: Дочь капитана Татаринова
Бета: WTF Library of Adventures 2014)
Форма: Фандомная аналитика
Пейринг/Персонажи: персонажи приключенческой литературы в большом количестве
Категория: джен
Размер: 1309 слово
Рейтинг: G
Краткое содержание: так что же такое приключенческая литература и как ее опознать?
Размещение: запрещено без разрешения автора
Для голосования: #. WTF Library of Adventures 2014 - работа "С ним вечно что-нибудь случается"


Наверное, нет на свете человека, совсем не знакомого с приключенческой литературой. Для какого ребенка не звучали музыкой имена Жюль Верн, Майн Рид, Джек Лондон, Рафаэль Сабатини…Как бы ни различались книги, стоящие на полке приключений, все равно они намного ближе детям и подросткам, чем даже великая классика.

Итак, что же такое приключения? По официальному определению приключения - это рассказ о необычных происшествиях, путешествиях, или рискованных предприятиях, не являющихся атрибутом повседневной жизни. А значит, строго говоря, к приключениям можно отнести и сказки, былины и прочий эпос, и классику эпохи романтизма, и многое другое.

Сейчас хотелось бы предложить вашему вниманию одну из классификаций приключенческой литературы.Давайте вкратце пройдемся по шести основным ее подвидам.

Итак, первый подвид можно условно назвать «жизнь замечательных людей». Здесь основное внимание уделено уникальной личности главного героя. Могут описываться вражда семей, борьба за наследство, любовный роман, борьба за независимость… Героем может быть рыцарь, разбойник, дворянин, революционер, солдат одной из воюющих армий, разведчик в тылу врага, партизан или кто-то еще. Примеров множество – «Айвенго» В.Скотта, «Граф Монте-Кристо» Дюма, «Овод» Войнич, «Чижик-птичка с характером» В. Чудаковой, "Дубровский" Пушкина и многое другое. Скорее всего, действие не покидает некого населенного пункта, или путешествие воспринимается как данность, вдаваться
в подробности автор не считает нужным, акцент делается на ярких личностях, борьбе характеров и запутанным интригам.

Второй подвид - несомненно «Путешествия». Они могут быть либо сухопутными – и речь идет о состязании человека и природы, борьбе колонизаторов и аборигенов, экзотических странах и обычаях – либо морскими, и тогда описываются кругосветки, пираты, необитаемые острова и, конечно же, клады. Ярчайшим примером тут могут послужить "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" Д. Дефо, серия романов Ф. Купера о Натаниэле Бампо ("Зверобой", "Последний из ммогикан", "Следопыт", "Прерия" и "Шпион"), замечательные морские романы и рассказы Станюковича, а так же «Наследник из Калькутты» Р. Штильмарка.

Далее следуют «исторические романы». Произведение считается таковым, если в нем описывается историческая эпоха и жизнь рядовых людей в ней («Лебединая дорога» М.Семеновой), исторические события («Два капитана» Каверина), либо жизнь исторических личностей («Северное сияние» М. Марич).

Но это все были приключения, пусть и относящиеся к романтизму, но хотя бы условно возможные. А далее пойдет уже почти ничем не ограниченный полет фантазии - фантастика, мистика и фэнтези. Классическую научную фантастику можно разделить на три группы – путешествия во времени (в том числе – описание будущего (серия про Алису Селезневу от Кира Булычева, "Туманность Андромеды" Ефремова) и «затерянные миры» (например, одноименный роман А. Конан-Дойля и «Плутония» Обручева), космические путешествия (Гамильтон «Звездные короли») и описание изобретений, которых не было («Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого).

«Фэнтези» отличается тем, что описывается некий условно самостоятельный мир, в котором живут несуществующие расы, возможно волшебство, предсказание, живут и действуют существа из мифов и легенд. Он может быть совсем автономным (Средиземье Толкиена, Земноморье У.Ле Гуин), либо связанным с нашим миром единственным проходом, через который проходит один герой,(что случается чаще всего, но, допустим, "Рыцарь Ордена" Сергея Садова), либо тесно соприкасаться с нами (миры Лукьяненко и Роулинг). Чаще всего описываются становление личности героя, исполнение пророчества и спасение миров. Сначала этот жанр был чем-то средним между сказкой о счастливом мире и иносказательным описанием реальных проблем, но сейчас чаще всего стали встречаться пародии на сказки и раннее фэнтези.

И, наконец, мистика – это всевозможные рассказ о встречах современников с оборотнями, вампирами, про проклятые места, зачарованные артефакты, сверхъестественные способности и НЛО.

А теперь, ознакомившись с классификацией, давайте попробуем разобраться, чем же мир приключений так уникален. Он расположен где угодно, только не там, где читатели могут проверить правдивость рассказа. Он очень ярок, полутона встречаются редко. Второстепенные персонажи нередко прорисованы достаточно условно. Злодеи – отъявленные негодяи, друзья – почти святые, только главный герой и два-три окружающих его персонажа многогранны и неоднозначны. Наконец, симпатии читателя должны быть на стороне главного героя, поэтому он – самый понятный, живой и близкий для простого человека. Кстати, сколько бы раз не оказывался главный герой и его ближайшие друзья на волосок от гибели – они почти всегда доживают до последних страниц. Как, впрочем, и главные враги. Только в книгах о войне гибнут не второстепенные персонажи, а самые смелые, порядочные и лучшие - для того, чтобы реалистичнее казался описываемый мир. И, наконец, в приключениях всегда узнаваемы либо главные герои, либо окружающий их мир. Чтобы герой попал из одного неизвестного мира в другой – не бывает.

Несмотря на легкость повествования, в приключениях иногда рассматриваются очень серьезные вопросы. Например, то, что любое изобретение может стать опасным – если попадет «не в те руки». Говорится и о трагедии ученого, который несвоевременно сделал великое открытие, и вынужден скрывать его, чтобы не было беды. Часто упоминаются актуальные для автора темы, например, национальный вопрос. Фэнтези вечно повторяет о равновесии и ответственности за каждый поступок. Так, еще Урсула ЛеГуин в «Волшебнике Земноморья» предупреждала: «сила таит в себе грозную опасность, она должна основываться на знании и диктоваться необходимостью», «штиль в Восточном пределе может принести бурю и разрушения на Западе, если не знать твердо, чего именно ты добиваешься».

Довольно показательно поведение героев фантазийных романов 90-х годов. Попадая в новый, незнакомый мир сразу после первичного знакомства, герой начинает: а) учиться боевым искусствам, чтобы сохранить свою жизнь, б) спасать мир, в) добывать деньги в возможно большем количестве и г) получать власть. Возьмем роман Сергея Садова «Рыцарь Ордена». Да, там 13-летний парень с легкостью спасает города и армии, находит общий язык с людьми и животными, находит друзей, второй дом и даже любовь. Но так же там говорится о том, как выматывает человека постоянная охота за ним, о тяжести груза ответственности и власти, об опасности потерять себя, о проблемах отцов и детей, власть имущих и бесправных, об одиночестве. Впрочем, именно в 90-е гг. главные герои перестали стремиться из заоблачной дали домой, и стали оставаться навсегда в том, фантазийном мире. А здесь, в своем мире, их ничто не держит. И это страшно.

Итак, получается, что под маской легкого и увеселительного чтения скрываются серьезные проблемы. Даже в приключенческих романах в удобоваримой форме можно найти интересные практические советы по выживанию, извечную мудрость поколений, чаяния поколения авторов.

Теперь рассмотрим героев такого произведения. Как правило, главный герой (реже – героиня) – человек молодой, а значит – горячий, подверженный перепадам настроения, не видящий полутонов и вполне могущий рубить с плеча, а потом задумываться о последствиях. Он попадает в мир, в котором ему не знакомы ни законы, ни обычаи. Но один он, как правило, недолго. И среди его друзей можно увидеть следующие подвиды:

- «кладезь мудрости». Как правило, уроженец данного мира или в той или иной степени ученый, который всегда может помочь советом. Это Тилорн в «Волкодаве», Гермиона в «Гарри Потере», Гендальф во Властелине колец», Мастер в «Рыцаре Ордена», Бернардито в «Наследнике», отцы-командиры в военных произведениях.

- «защита и оборона» - тоже местный, способный защитить и помочь делом. Это уже сам Волкодав, учителя и наставники, Арагорн, Деррон, бывалые солдаты, индейцы-проводники и другие.

- младшие спутники, которых надо защищать и оборонять – Рон, хоббиты и Эврих, большинство детских персонажей.
- вторая половинка – тоже защищаемый персонаж, но это уже, как говорится, отдельная история…

Враги тоже неоднозначны, и тоже довольно четко делятся на группы. Так, например, можно выделить «врагов номер один», то есть главных злодеев (Вольдеморт, Саурон, Джакомо Грели, Людоед и прочие), безымянных «врагов для галочки», которых герой побеждает сотнями, и врагов, которых герой предпочел бы видеть друзьями, достойных восхищения (Винитарий, Сверкающий, Робин Гуд).

Надеюсь, мне удалось показать, что приключенческая литература очень неоднородна и имеет различные веяния почти на любой вкус. Но, как и в любой литературе, там есть книги «золотой библиотечки», крепкие середнячки и откровенные подражатели. И если представителей первого подтипа читает уже не одно поколение, если второе тоже весьма качественно и сохраняет все законы жанра, просто язык на любителя, то третий подвид просто дисквалифицирует жанр. Но помните: если вам попалась такая книжка, это вовсе не значит, что бездарна вся приключенческая литература! Может, вы просто еще не встретили "своей" - единственной и неповторимой истории!

@темы: Путешествия и приключения